Меню
8 (915) 624-24-40
8 (906) 648-14-41

showtime62@mail.ru

Новогодний корпоратив с супергероями

Пока одни ломали голову, как сэкономить на новогоднем корпоративе, другие отметили наступивший 2011-й нестандартно: сняли игровой блокбастер «Центр супергероев» про себя, любимых.

Сотрудники заказчика сами сыграли все роли и пригласили свой коллектив на премьеру. Стоит, кстати, это не так дорого, как может показаться на первый взгляд: многие рязанские заказчики корпоративов больше тратят на банкет.

О том, как снять фильм про Джеймса Бонда и Человека-Паука в рязанских реалиях рассказывает совладелец и технический директор компании «ШоуТайм» Алексей Татаренков.

Постановка задачи

222

Это нетривиальная задача, даже учитывая специфику обычной нашей работы. Дано: во-первых, актеры-непрофессионалы. А точнее — рядовые сотрудники заказчика вообще без какого-либо актерского опыта: обычные офис-менеджеры, работники склада, менеджеры по продажам, руководители среднего звена и т.д.

Во-вторых, немногочисленные и довольно тесные места для съемок, которыми располагал заказчик: офис, улица возле офиса, склад и дом культуры через дорогу. В переводе на киношный язык — ну, типа, «павильон».

Надо: утвердить у заказчика сценарий и снять по нему игровой фильм в трёх частях (5-7 минут каждая), объединенных единой идеей.

Кино героической и даже супергероической тематики, но не трехгрошовую пародию на голливудский блокбастер. Фильм веселый, но не глупый. Зрелищный, но не запредельно дорогой. То есть, говоря простым языком, зрителю должно быть смешно, но не от того, что главный герой скачет верхом на стуле с водяным пистолетом и в маске Бэтмэна: опускаться до уровня межвузовского КВН мы не собирались.

Многие знакомые ещё на старте проекта спрашивали меня: почему фильм? Как игровое кино связано с отмечанием нового года? Попробую объяснить.

Представьте: гости приходят не на новогодний корпоратив (это слишком обычно, и случается с каждым из вас из года в год), а на премьерный показ фильма. Настоящего! Где актёры на экране — сами гости.

Естественно, премьера организована со всеми полагающимися такому мероприятию атрибутами: афиши фильма, красная ковровая дорожка, внимание журналистов и пресс-конференция, автографы главных героев, фотосессия и т.д. При этом гости не чувствовали себя чужими на премьере, — большинство из них принимало участие в съемках, пусть даже в эпизодах и массовке!

Кто сам не снимался, тот смотрел, как снимают, открывал ворота, подписывал разрешения и т.д. Поэтому ведущий в смокинге и бабочке, хард-постеры главных героев (фигуры из пластика в человеческий рост), фотомодели на входе и всё-всё-всё остальное воспринимались гостями как логичный антураж, те самые «правила высшего киношного общества», в которое они попали через объектив нашего оператора-постановщика Алексея Акинина. Обычная магия кино, и ничего больше…

Сценарий

На «всё про всё» у нас было три месяца, и приступив к своей работе сценарист Николай Потапов перво-наперво создал главных героев. А если уж называть вещи своими именами, просто выбрал из «всех существующих» тех, чьи костюмы было легче достать, сшить, купить, переделать из других и т.д., чтобы эти персонажи были узнаваемыми с первого появления на экране. Именно поэтому у Гарри Поттера и Люка Скайвокера с самого начала не было никаких шансов в этом фильме. Зато наш кастинг преодолели Джеймс Бонд, Человек-Паук, Зорро и Ангелы Чарли.

111

Следующей задачей сценариста было определить, чем каждый из них занимается в компании заказчика, то есть «привязать» их определенной сюжетной линией к общей концепции: центр супергероев нашего заказчика противостоит мировому злу. Здесь огромную, неоценимую для фильма роль сыграл директор по кадрам компании-заказчика, согласовывавший сценарий и ставший, в результате, соавтором фильма. Именно благодаря ей, Ольге Кашириной, в фильм попали некие внутренние, очень важные для сотрудников заказчика «фишки». Именно они позволили зрителям ощутить кино своим «на все сто».

На роль Доктора Зло мы пригласили рязанского клоуна-аниматора Дмитрия Новикова. Присутствие одного «профессионального» актера в труппе фильма было оправдано: ни кто из сотрудников заказчика не должен играть настолько отрицательного персонажа.

Ну, это примерно как быть фрицем во время игры в войну в моём детстве — обычно никто не соглашался на такое унижение добровольно. А благодаря Диме Зло в «Центре супергероев» чем-то неуловимо напоминает актерскую работу Джека Николсона в первом «Бэтмэне».

Одетый в фиолетовый костюм и такой же парик с чалмой, c какими-то усиками от Сальвадора Дали и немыслимыми бусами на шее, Дима похож карикатурного арабского нефтяного шейха, грозя кулаком супергероям, конечно, существенно украсил собой экранный продукт и доставил нам немало весёлых минут на съемках. Образцовое Зло с поролоновым носом.

Но вернемся к сценарию. Важный момент при работе над проектом на этой стадии: если бы сценарист только написал и утвердил свой текст у заказчика, но не принимал бы участия в дальнейших съемах, мы бы ничего не сняли. Просто не осилили бы технически. Человек, который пишет сценарий, должен отчётливо представлять себе, как слова будут превращаться в операторские планы и кадры на плёнке, иметь определенный телевизионный опыт. Тот факт, что мы понимали это с самого начала, сильно облегчил нам работу, и ключевым «киношным» человеком в нашем фильме стал известный рязанский журналист, режиссер, автор и телеведущий Николай Потапов.

Хороший сценарист обязан быть чуть-чуть провидцем. Зная, что на премьере фильма будет выступать Саша Айвазов, мы попросили Николая в сценарии как-то проанонсировать появление этого артиста. Николай написал короткую сцену, в которой сотрудница офиса нежно гладит фотографию Айвазова со словами:

— Я мечтаю, что он приедет на белом коне и будет петь только для меня…

Айвазов приехал на выступление в Рязань на белоснежном Chrysler. Как человек, отвечавший за транспорт, знаю: специально этого «белого коня» артисту никто не подбирал…

Съёмки

Обычное утро субботы, 9 часов. Помрежи выгружают у офиса заказчика реквизит и костюмы, чемоданчики со швейными и гримировальными принадлежностями, вентиляторы, тубусы и штативы; оператор сверяется со сценарием и выставляет свет.

Я с облегчением выдыхаю: довез через весь город в багажнике три АКМ и ручной пулемет Калашникова для съемок сцены захвата спецназом Доктора Зло.

Страйкобольные копии «стволов» довольно точно повторяют оригиналы, и неминуемо вызвали бы вопросы ГИБДД, если бы остановили. Думаю, они вряд ли поверили бы в красивую Колину историю про Джеймса Бонда и прочих супергероев заказчика…

Потихоньку подходят актеры: они снимались в свои выходные дни, в отличие от нас, совершенно бесплатно. Николай Потапов фиксирует происходящее на площадке второй камерой (фильм о фильме), и по итогам этой работы удостоится очень важной для него похвалы — от Алексея Акинина. Итак, камера, мотор… Съемочная группа и актеры пьют чай и перекусывают прямо тут же, на съемочной площадке: работа кипит часов до шести вечера.

И так почти все выходные, до самой премьеры. Иногда и в будни.

Режиссеры

«Рулили» на площадке два режиссера. Во-первых, Олег Ховрачев, закончивший в 2001 году рязанский филиал Московского Университета культуры по специальности «Режиссура любительского театра», пять лет преподававший в своем ВУЗе. К моменту основания компании «ШоуТайм» в 2006 году его личный опыт включал как актерскую работу, так и постановочную деятельность. Мой деловой партнёр и совладелец компании, организатор массовых мероприятий городского масштаба, соавтор нескольких оригинальных шоу-проектов регионального уровня. Работал с большинством ведущих артистов российской эстрады, снимался в кино, но никогда до этого не снимал его сам.

У второго режиссера, всё того же Николая Потапова, наоборот, за плечами множество успешных телевизионных проектов. Но вот настоящим «любительским театром», как на этих съемках, ему заниматься не доводилось ни разу…

Вполне естественно, что такие разные режиссеры частенько спорили:
— Снимаем общим планом…
— Да ну: здесь же уместнее будет крупный!

В таких случаях инициативу брал в свои руки опытный Леша Акинин:
— Слушайте, спилберги, пока вы определитесь со своей сверхзадачей, давайте я всё сниму по-своему, а то девушка в кадре у вас уже еле дышит…

333

Алексей работал быстро и чётко, отсекая во время съемок всё лишнее и ненужное, за что ему отдельное спасибо. Именно благодаря его профессионализму (старая школа ГТРК «Ока»!) мы сэкономили массу времени и уложились в сроки, ничего ни разу не переснимая.

Чтобы вы могли представить соотношение трудозатрат нашей съемочной группы (в которую, кроме всех перечисленных, входил ещё и костюмер-гример, а иногда — художник по свету и постановщик сценического боя) и длительности конечного продукта на экране, скажу, что финальная сцена битвы Ангелов Чарли со Злом занимает в фильме около одной минуты.

Мы снимали её восемь часов.

Технология

Честно говоря, я уже не помню, например, как именно мы снимали летящую по воздуху коробку, которую «притягивает» на складе своими паутинками Человек-Паук. Слишком много съёмочных дней было в этих последних месяцах. В целом же технология работы над фильмом post-production (после съемок) выглядела так. Отснятые материалы попадали к режиссеру видеомонтажа Николаю Купцову, который «сливал» их в «комп», отсматривал, отбирал, накладывал фильтры на видео, подбирал музыкальные треки и делал «черновой монтаж».

Причём Коля, прозванный на рязанском телевидении «тибетским режиссером» за нестандартную манеру видеомонтажа, замедлял и ускорял отдельные кадры почти в каждом отснятом плане, добиваясь идеального попадания происходящего на экране движения в ритм выбранной им музыки. Если я скажу вам, что в секунде — 24 кадра, а, например, в третьей серии «Центра супергероев» — 11 минут (всего серий, как я уже писал, три), вы сможете приблизительно представить объем его работы.

Файл «чернового монтажа» отправлялся к аниматору трехмерной графики Жульену Егорову. Его задача была ещё веселее: дорисовать всё то, чего мы не сумели (или не захотели) снять. Например, вторые и третьи руки Человека-Паука, выстрелы и взрывы, превращение отдельных кадров в комиксы, буквенные титры и т.д. и т.п. Довольно большая часть видео снималась на «хромакее» — специальном зеленом фоне, который Жульен вырезал (на киношном языке это называется «кеил»), превращая то в интерьер стрелового тира, то в гоночный трек, то в спортивный зал для восточных единоборств.

В Рязани всего несколько специалистов, которые умеют с этим полноценно работать: ведь камера при съемках на зеленом фоне не только стояла на штативе (как обычно бывает в новостных программах на ТВ), но и двигалась!

Соответственно, изменяться (как бы двигаться) должен был и дорисованный аниматором объемный окружающий мир, ну, типа, как в «Аватаре». На мой взгляд, именно Жульену удалось сделать общую «картинку» фильма отличной от обычного рязанского среднего уровня в лучшую сторону.

Следующим на очереди после Жюльена был звукорежиссер Максим Акулин. В качестве его работы я убедился на премьере, когда фильм впервые демонстрировался с хорошим концертным звуком: все эти голоса, звуки шагов, застегиваемых молний, выстрелов, все эти «пиууу» и «бдыжь» существенно добавляют достоверности изображению. Не экономьте на звуковиках, не пожалеете!

Самое интересное: после того, как каждый делал свою часть работы, файл возвращался к Купцову, который набело «собирал» своё первоначальное видео уже с анимацией и звуком. И если заказчик находил изъяны в конечном продукте (а они там, разумеется, были: мы не джеймсы кэмероны), фильм возвращался в точку начала, к Коле Купцову. Перемонтаж, и далее по кругу…

Я удивляюсь, что при этой системе в условиях цейтнота мы не потеряли никакие основополагающие фрагменты или целые сюжетные линии.

Видно, в этот раз с нами был какой-то киношный бог.

Актеры

Это очень терпеливые и талантливые люди, стойко сносившие все наши издевательства (а ведь среди них был коммерческий директор заказчика и заместитель генерального директора!). Грим, свет в глаза, пять-шесть дублей каждой сцены (это в лучшем случае), — всё по полной программе. Мы очень благодарны им за то, что фильм получился, со многими из них мы по-настоящему подружились на съемках.

Все трюки, прыжки, боевые сцены с самурайскими мечами, бейсбольными битами и нунчаками актеры заказчика выполняли с помощью специалиста-инструктора, но без каскадёров и капризов.

Те, кто меня знают, в курсе, что в «ШоуТайм» я занимаюсь составлением смет и договоров, переговорами с заказчиком, организационными, техническими вопросами и работой со СМИ. Всё это очень далеко от актерства. Тем не менее, по воле деспотичных режиссеров в «Центре супергероев» я сыграл больше, чем кто либо другой. Целых три грандиозных роли: дублёра Зорро (когда один из актеров уехал в командировку), спецназовца и тела мертвого спецназовца. Так что если соберетесь снимать в Рязани игровое кино — спросите меня как…